Внеклассное мероприятие «Химическое лукошко» по теме «Первоначальные понятия в химии» (8 класс)
Цели урока.
Образовательные: повторить и обобщить знания учащихся о первоначальных химических понятиях, закрепить умения составлять химические формулы, уравнения реакций, определять тип реакций, производить расчеты по химическим уравнениям.
Развивающие: развивать познавательный интерес и эмоции школьников, умение выделять главное, сравнивать, обобщать, логически излагать мысли, расширять кругозор учащихся через использование межпредметных связей (биология, география, литература, физика) и связи химии с различными отраслями народного хозяйства.
Воспитательные: формировать основные мировоззренческие идеи: материальность мира, причинно-следственные связи явлений, познаваемость мира, формировать умение работать в коллективе, где развиваются чувства товарищества, доброжелательности и требовательности к себе и своему товарищу.
Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний.
Методы обучения. Объяснительно-иллюстративный и частично-поисковый.
Формы контроля. Фронтальная и индивидуальная формы оценки знаний с использованием дидактической игры.
Оборудование. Карточки-задания, приборы для проведения эксперимента: разобранный штатив, муфта, кольцо, воронка, фильтровальная бумага, стеклянная палочка, шпатель, чистый стакан со смесью поваренной соли и песка, колба с водой, спиртовка. Муляжи грибов, плодов, фруктов.
Подготовка к уроку. Подготовка к уроку начинается заранее. Учащимся сообщаются основные типы заданий и указываются, какие параграфы учебника необходимо повторить. Класс делится на три команды. Учитель называет тему, цели урока и объявляет условия игры, представляет жюри и ведущих. В роли ведущих и жюри выступают учащиеся 10-11-х классов, которых заранее консультирует учитель о форме проведения урока. Члены жюри имеют зачетный лист для каждой команды. Задания оцениваются по пятибалльной системе.
ХОД УРОКА
1 ведущий. Лукошком обычно называют маленькую корзину, предназначенную для сбора ягод и грибов. Для того чтобы играть в "лукошко”, совсем необязательно отправляться в лес, ведь его можно наполнить интересными высказываниями, идеями, занимательными историями. 2 ведущий. У меня в руках лукошко. В нем пока находятся разноцветные конверты с заданиями. Но в конце нашей игры он пополнится ягодами, грибами и фруктами. Все зависит от вас и от ваших ответов. Итак, начинаем урок-игру "Химическое лукошко”.
1 РАУНД 1 ведущий. Сначала мы проверим, знаете ли вы основные понятия химии. Я достаю из лукошка конверт №1 и задаю вопросы по-порядку каждой команде. По поднятой руке я сужу о подготовке к ответу. 1. Что изучает химия? 2. Дайте определение физических явлений и приведите примеры? 3. Дайте определение химических явлений и приведите примеры? 4. Какие вещества называют простыми? Приведите примеры. 5. Какие вещества называют сложными? Приведите примеры. 6. Что называются химическим элементом? Почему нельзя отождествлять понятия "химический элемент” и простое вещество. 2 РАУНД 2 ведущий. С первым заданием вы справились. А знаете ли вы знаки химических элементов и их относительную атомную массу, умеете ли вычислять массовые доли элементов по формулам веществ? Сейчас проверим. Я достаю конверт № 2. Задание 1. Изобразите химические знаки и укажите их относительную атомную массу: I вариантII вариант химический элементCCхимический знакCCотносительная атомная массаCCCCхимический элементCCхимический знакCCотносительная атомная масса водород кислород железомедь углеродхлор барийбром серафосфор
Задание 2. Вычислить относительную молекулярную массу: I вариантII вариант MgO; CaCl2 CO2; FeCl2 3 РАУНД 1 ведущий. Что такое валентность, вы знаете. Так пора достать из нашего лукошка следующий конверт под номером 3. Цель задания: проверить умение составлять формулы веществ по валентности и проверить умение определять валентность по формулам соединений. Приступайте к выполнению. Желаем успеха. Задание 3. Составить химические формулы следующих оксидов по степени окисления: I вариантCCCCCII вариант оксид серебра оксид натрия оксид кальцияоксид бария оксид алюминияоксид железа (III) оксид серы (IV)оксид кремния (IV) оксид фосфора (V)оксид азота (V) 4 РАУНД 1 ведущий. Наступил самый ответственный момент нашего урока. Нам предстоит наполнить наше лукошко ягодами, грибами, фруктами. Вы сможете, это сделать лишь в том случае, если справитесь с заданиями, которые находятся в последнем конверте. Итак, достаю конверт №7. Решив задачи, вы получите право положить в лукошко муляжи ягод, грибов, фруктов, которые размещены на ваших столах. Все зависит от вас. Старайтесь, иначе лукошко окажется у нас пустым. Задание вы можете выбрать, но помните, тот кто решит задачу варианта А, получит 5 баллов, В – 4 балла, С – 3 балла. Желаем успеха. Задачи. А-1. Какое количество вещества Na2O содержится в 620 г его массы? В-1. Сколько граммов меди сгорает в кислороде, если образуется 160 г оксида меди (II)? С-1. Рассчитайте массу 3 моль оксида алюминия (Ш). А-2. Рассчитайте, сколько алюминия содержится в 185 г Al2O3? В-2. Сколько граммов угля сгорает в кислороде, если выделяется 3 моль углекислого газа? С-2. Рассчитайте 0,5 моль Н2О. Выполнив задания, учащиеся подходят к лукошку и наполняют его ягодами, грибами, фруктами. Жюри сообщает оценки и называет лучшую команду. Учитель подводит итоги урока.
|