Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 18.05.2024, 21:37

Кемеровская область город Прокопьевск Школа №28

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [15]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 78
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Программа "Властелин здоровья"
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 28» ПРОГРАММА «ВЛАСТЕЛИН ЗДОРОВЬЯ» (для учащихся 1 – 4 классов) Составила: Долматова Е. В., учитель начальных классов Г. Прокопьевск, 2010 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В «Концепции модернизации российского образо вания на период до 2010г» определены приоритетные направления образования, среди которых важнейшим является задача сохранения здоровья подрастающего поколения и создание условий для активизации инновационной деятельности по укреплению здоровья в образовательных учреждениях, так как одной из актуальных проблем современного мира является проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Одной из главных причин ухудшения состояния здоровья детей и повышения заболеваемости, обучающихся младшего школьного возраста является учебная перегрузка и недостаточная двигательная активность. Малоподвижный образ жизни, несбалансированное питание, неблагополучная экология влияют на состояние здоровья учащихся. Частые болезни детей приводят к тому, что они пропускают учебные занятия. Знания не переходят в навыки. Не успевают созревать психические процессы, память, мышление, внимание. Не формируются элементы теоретического мышления. Причин этого немало, а как следствие – многие изначально не справляются с уроками, отставание в учёбе со временем нарастает. Школьная среда - это мощный фактор, влияющий на здоровье детей, поэтому важно эту среду сделать органичной, естественной для ребенка. В связи с тем, что большую часть времени дети пребывают в образовательном учреждении, возникает необходимость превращения образовательной среды в реабилитационно - оздоровительную и просветительскую среду, с целью создания единого адаптационного пространства, неразрывно соединяющего педагогику, психологию, медицину, школу и семью. Семья и школа должны создать благоприятные условия для сохранения и укрепления физического, психического здоровья младшего школьника и формирования здорового образа жизни. Семья, школа и общественность - главные социальные институты, отвечающие за воспитание и обучение детей и подростков. Они играют ведущую роль в становлении и развитии личности младшего школьника, формировании здорового образа жизни, сохранении и укреплении его здоровья. Проводя обследование детей в подготовительных стартовых классах, в апреле 2006 года было обнаружено - 34% детей можно назвать здоровыми, 66% имеют различные медицинские диагнозы, 42% нарушение осанки, 4% сколиоз 1 стадии, 38% сезонные ОРВИ, 15% ослабленный тонус мышц, 15% ослабленное зрение, 19% отклонения в сердце. Поэтому при формировании первых классов, главным принципом деление детей было состояние их здоровья. Исходя из предварительной оценки уровня физического здоровья учащихся и психологической готовности к школе, мною была разработана программа «Властелин здоровья», в основе которой рассматривается два направления – физическое и психологическое здоровье. Физическое здоровье является центральным звеном сохранения и укрепления здоровья обучающихся: причины пропусков занятий обучающимися; активность участия обучающихся класса в спортивно-оздоровительных мероприятиях в масштабах школы; наличие позитивного контакта учителя с родителями детей; состояние психологического климата в классном коллективе. Чтобы сохранить психическое здоровье, необходимо научить ребенка самооценке и самонаблюдению, научить жить в гармонии со своим внутренним миром. Для этого надо научить: понимать и воспринимать себя как индивидуальность; прогнозировать последствия своих действий, прежде чем принимать решение. При организации психологической поддержки, комфортности в классе идет тесное сотрудничество со школьным психологом. Воспитательная цель: сохранение и укрепление состояния здоровья, формирование у учащихся ответственного позитивного отношения к себе, к своему здоровью и здоровью окружающих людей. Достижение данной цели возможно при решении следующих задач: Создание комплексных условий для развития ребенка и сохранение его здоровья в период адаптации; Формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни; воспитание культуры здоровья; Осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей; Формирование здоровой целостной личности. Приобщение к здоровому образу жизни предполагает комплексное воздействие на личность ребенка, поэтому совместно с родителями выстроили всю деятельность по следующим направлениям: мониторинг показателей здоровья обучающихся; предупреждение заболеваний; организация психологической поддержки; профилактика вредных привычек; физическое воспитание, психологическое здоровье. С учетом всех этих направлений воспитательная программа состоит из 4 этапов: · 1 этап - 1 год обучения «Азбука здоровья». Цель работы: создание комплексных условий для развития ребенка и сохранение его здоровья в период адаптации к школьной жизни. Предполагаемые результаты – создание благоприятного психо – эмоционального фона, развитие адаптационных возможностей, формирование коммуникативных навыков. · 2 класс – 2 год обучения «Академия здоровья». Цель работы: формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни, воспитание культуры здоровья. Предполагаемые результаты – формирование приоритетного отношения к своему здоровью, совершенствование физических качеств. · 3 класс – 3 год обучения «Ассамблея здоровья». Цель работы: осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей. Предполагаемые результаты – формирование потребности в здоровом образе жизни. · 4 класс - 4 год обучения «Властелин здоровья». Цель работы: формирование здоровой целостной личности. Предполагаемые результаты – развитие самопознания, Воспитательная программа реализуется через организацию здоровьесберегающего пространства младшего школьника всеми участниками воспитательно-образовательного процесса. Реализуем программу «Властелин здоровья» через разнообразные формы работы (праздники, экскурсии, однодневные походы, соревнования, конкурсы, викторины, выставки, тематические классные часы, игровые программы, фестивали, калейдоскопы, сюжетно-ролевые игры, тренинги, работа фитобара, конкурсы рисунков), которые помогают осознать необходимость беречь свое здоровье, раскрыть основы здорового образа жизни, учат оценивать функциональное состояние своего организма. Достижение эффективности и результативности программы воспитательной деятельности достигается совокупностью определенных условий и разносторонним обеспечением, которое надо учитывать. Условия необходимые для реализации программы «Властелин здоровья»: 1) Кадровое обеспечение. Реализация программы осуществляется через систему медико – психолого – педагогического сопровождения: · классный руководитель, главная задача которого организация учебно-воспитательного процесса; · медицинский работник, основная задача - диагностика и коррекция наиболее распространенных заболеваний и предупреждение возможных заболеваний с помощью профилактических мероприятий; · педагог-психолог поддерживает и укрепляет психическое здоровье учащихся, содействует их оптимальному психическому развитию в условиях школы; · учитель физической культуры развитие двигательной активности; · библиотекарь, помощь в информационном обеспечении участников воспитательно-образовательного процесса; · заместитель директора по воспитательной работе, старшая вожатая строят воспитательный процесс с учетом здоровьесберегающих технологий. 2) Материально-техническая база предполагает наличие помещений для проведения классных и внеклассных мероприятий, спортивного и тренажерного залов, актового зала, комнаты психологической разгрузки, помещения для организации работы фитобара. Необходимы также технические средства: телевизор, DVD, музыкальный центр, спортивный инвентарь. 3) Нормативная - правовое обеспечение программы: · Конституция РФ; · Закон РФ «Об образовании» (принят 10.07.1992г.); · «Концепция модернизации РФ на период до 2010г» · Национальная Доктрина образования РФ · Конвенция ООН о правах ребенка; · Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей; · Закон «Об утверждении региональной целевой программы «Об образовании и здоровье»» Разработаны критерии и показатели эффективности воспитательного процесса в рамках настоящей воспитательной программы: КритерииПоказатели
Улучшение качественных и количественных показателей здоровьяСтатистика (медицинский осмотр учащихся), мониторинг (психофизиологического здоровья учащихся)
Повышение приоритета здорового образа жизниРост числа воспитанников, занимающихся в различных творческих объединениях, спортивных секциях, кружках.
Отношение воспитанников к внеклассной работеДостижения воспитанников в различных конкурсах, мероприятиях
Компонентами диагностики воспитательного процесса являются: 1. Тест на адаптацию в начальной школе; 2. Определение уровня физического здоровья учащихся; 3. Тест на тревожность (тест Люшера); 4. Тест «Самооценка» (Е.В. Сидоренко); 5. Методика Е.Н. Степанова «Ты и твой класс»; 6. Методика А.А. Андреева «Удовлетворение учащихся школьной жизнью»; 7. Анкета для родителей «Здоров ли ваш ребенок?»; 8. Анкета для учащихся «Здоров ли ты?»; 9. Отслеживание пропусков уроков по болезни; 10. Мониторинг охвата учащихся горячим питанием; 11. Карта занятости учащихся во внеурочное время Программа воспитания младших школьников «Властелин здоровья» Цель программы: сохранение и укрепление состояния здоровья, формирование у учащихся ответственного позитивного отношения к себе, к своему здоровью и здоровью окружающих людей. Достижение данной цели возможно при решении следующих задач: организация работы в классе с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья; формирование навыка у детей жить в гармонии с собой и окружающим миром; воспитание культуры здоровья; формирование навыка у детей использовать полученные знания в повседневной жизни; формирование представлений о нравственной личности, стремящейся к правде, добру, красоте. Участники данной программы: учащиеся начальных классов, классный руководитель, родители, педагог-психолог, учителя предметники, библиотекарь. Срок реализации программы – 4 года. Программа делится на 4 этапа: 1 этап. 1 класс – 2006 – 2007 учебный год - «Азбука здоровья» 2 этап. 2 класс – 2007 – 2008 учебный год - «Академия здоровья» 3 этап. 3 класс – 2008 – 2009 учебный год - «Ассамблея здоровья» 4 этап. 4 класс – 2009 – 2010 учебный год - «Властелин здоровья» Содержание деятельности по реализации программы: 1 класс – «Азбука здоровье» № п/пСотрудничествоУчебные четверти
1 четверть2 четверть3 четверть4 четверть
1Классный руководитель Классный час «Здравствуйте! Будьте здоровы»Классный час «Мой друг Мойдодыр»Классный час «Культура поведение в общественных местах»КТД «Будь здоров»
2Классный руководитель и педагог-психологСопровождение адаптационного процессаИгра «Учимся общаться»Мини-игры на развитие коммуникативных навыков
Проведение дней психологической адаптацииИгра «Наши учителя»

3Классный руководитель и учителя-предметники, библиотекарьДинамические паузы (игры на свежем воздухе)
День бегунаДень здоровьяЗимние забавыДень здоровья
4Классный руководитель и медицинские работники Проведение профилактических прививок.
Фиточай
Витаминизация
Мониторинг санитарно-гигиенических условий Сбор данных о состоянии здоровья обучающихся. Регулярное проведение профилактических медицинских осмот­ров обучающихся.
5Классный руководитель и родителиПсихологическая беседа «Особенности адапатационного периода» Собрание «Режим дня первоклассника»Беседа «Необходимость соблюдения режима питание»Собрание «Как сохранить здоровье ребенка?»
6Классный руководитель и заместитель директора по ВР, старшая вожатая Конкурс рисунков «Для чего нам эти витамины»

2 класс – «Академия здоровья» № п/пСотрудничествоУчебные четверти
1 четверть2 четверть3 четверть4 четверть
1Классный руководитель Утренняя гимнастика, гимнастика для глаз
Прогулка в Зенковский паркКлассный час «Кто умен, тому не лень, чистить зубы каждый день!»Классный час «Здоровому все здорово» Поездка ДСЮШ «Дельфин» , бассейнКТД «Я за здоровый образ жизни»
2Классный руководитель и педагог-психологПрактическое занятие «Мои друзья»СоциометрияТренинг «Личная безопасность в экстремальных ситуациях»
3Классный руководитель и учителя-предметники, библиотекарь День бегунаПраздник «Веселый ТУРГРАД»День здоровья«Мама, папа, я- спортивная семья»
4Классный руководитель и медицинские работники Проведение профилактических прививок.
Фиточай
Витаминизация
Сбор данных о состоянии здоровья обучающихся. .Регулярное проведение профилактических медицинских осмот­ров обучающихся
5Классный руководитель и родители Собрание «Здоровый ребенок – ребенок со здоровой психикой» Собрание «Взрослые и дети»
6Классный руководитель и заместитель директора по ВР, старшая вожатая Акция «Мое здоровье. Сегодня – мое будущее завтра»Конкурс на самый здоровый класс

3 класс - «Ассамблея здоровья» № п/пСотрудничествоУчебные четверти
1 четверть2 четверть3 четверть4 четверть
1Классный руководитель Утренняя гимнастика, гимнастика для глаз
Классный час «Человеку нужен друг» Поездка в ДЮСШ «Дельфин», бассейнПоездка в СКК «Снежинка», катание на конькахФотовыставка «Мое здоровье» Прогулка на Зенковские склоныКТД «Здоров будешь – все добудешь!»
2Классный руководитель и педагог-психолог Беседа «Путь к здоровью»Практическое занятие «Повышение самооценки»Тренинговое занятие «Как принимать правильные решения»
3Классный руководитель и учителя-предметники, библиотекарьДень бегунаМалые олимпийские игрыДень здоровьяОздоровительная игра «Забочусь о своем здоровье»
4Классный руководитель и медицинские работники Проведение профилактических прививок.
Фиточай
Витаминизация
Мониторинг физического здоровья учащихся Беседа «Шалости и травмы»Регулярное проведение профилактических медицинских осмот­ров обучающихся
5Классный руководитель и родителиСобрание «Как избежать стрессовых ситуаций и психических расстройств младших школьников» Собрание «Здоровьесберегающее пространство младшего школьника»Однодневный поход «На тропу здоровья всей семьей»
6Классный руководитель и заместитель директора по ВР, старшая вожатая Операция «Чистюля»Конкурс «Зеленая аптекаКонкурс на самый здоровый класс

4 класс – «Властелин здоровья» № п/пСотрудничествоУчебные четверти
1 четверть2 четверть3 четверть4 четверть
1Классный руководитель Утренняя гимнастика, гимнастика для глаз
КВН «Спортивная радуга»Классный час «Здоровье всему голова»Классный час «От болезней всех полезней»КТД «Презентация витаминов»
2Классный руководитель и педагог-психологДиалог о вредных привычках Деловая игра «Не начинай курить!
3Классный руководитель и учителя-предметники, библиотекарьДень бегунаВеселые стартыДень здоровья«Мама, папа, я- спортивная семья»
4Классный руководитель и медицинские работники Проведение профилактических прививок.
Фиточай
Витаминизация
Сбор данных о состоянии здоровья обучающихся. .Регулярное проведение профилактических медицинских осмот­ров обучающихся
5Классный руководитель и родители Собрание «Вы уверены, что он вам друг? Компьютер телефон для твоего здоровья»
6Классный руководитель и заместитель директора по ВР, старшая вожатаяФизкультурный досуг «Выручаем Айболита» Конкурс на самый здоровый класс

Категория: Мои статьи | Добавил: завуч (05.04.2010)
Просмотров: 2358 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz